:

40 ВОПРОСОВ О ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ


МИД Республики Беларусь http://mfa.gov.by

 

40 ВОПРОСОВ О ЕВРАЗЙИСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

 

 

non-paper

 

 

 

I. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

стр. 4

 

II.  РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

стр.7

 

III.  ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ,

ФИТО-САНИТАРНЫЙ И ВЕТЕРИНАРНЫЙ КОНТРОЛЬ

 

стр. 10

 

IV. ИНВЕСТИЦИИ, ФИНАНСЫ

стр. 14

 

V. ВОПРОСЫ СЭЗ

 

стр. 17

 

VI. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ 

 

стр. 18

 

 


            I. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕАЭС

 

          1. Каковы цели создания ЕАЭС?

 

          ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.

 

          В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

 

          2. Какие органы управления созданы в ЕАЭС?

 

          Высший Евразийский экономический совет (ВЕАЭС)– высший орган Союза, в состав которого входят Президенты государств-членов Союза.

 

          Евразийский межправительственный совет (ЕМС) – орган, в состав которого входят главы правительств государств-членов.

 

          Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза, который формируют Совет Комиссии и Коллегия Комиссии. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза.

 

          Суд Союза – судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.

 

         3. Какова процедура принятия решений в ЕАЭС? В каких случаях требуется консенсус, в каких применяется большинство?

 

          Решения и распоряжения ВЕАЭС и  ЕМС принимаются консенсусом.

 

          Решения, распоряжения и рекомендации Совета ЕЭК принимаются консенсусом. Решения, распоряжения и рекомендации Коллегии Комиссии принимаются квалифицированным большинством в две трети голосов членов Коллегии, а также консенсусом по перечню чувствительных вопросов, определяемых ВЕАЭС.

 

          4. Какова обязательность решений ЕЭК?

 

ЕЭК является постоянно действующим регулирующим органом ЕАЭС, который должен обеспечивать условия функционирования и развития Союза, а также выработку предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза.

 

Комиссия в пределах своих полномочий принимает: решения, которые имеют нормативно-правовой характер, обязательны для государств-членов, подлежат непосредственному применению на территориях государств-членов Союза и входят в право Союза; распоряжения, которые имеют организационно-распорядительный характер; рекомендации, не имеющие обязательного характера.

 

Полномочия Комиссии закреплены в праве ЕАЭС. Сфера регулирования ЕЭК, в частности, но не исключительно, включает: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, таможенное регулирование, техрегулирование, СФС меры, торговые режимы с третьими сторонами, макроэкономическая, конкурентная и энергетическая политика, промышленные и сельхозсубсидии, естественные монополии, госзакупки, торговля услугами и инвестиции,  транспорт; валютная политика, интеллектуальная собственность, трудовая миграция, финансовые рынки.

 

          5. Может ли Суд ЕАЭС защищать интересы производителей и инвесторов третьих стран?

 

Может. В соответствии со Статутом Суда, право обращения в суд имеют в т.ч. юридические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством государства-члена или третьего государства, либо физические лица, зарегистрированные в качестве ИП. Для обозначения указанных категорий лиц в Статуте Суда используется термин «хозяйствующий субъект».

 

У производителей и инвесторов третьих стран есть право обращения в Суд за защитой своих интересов в случаях, когда решения или действие (бездействие) Комиссии повлекли нарушение предоставленных Договором и (или) международными договорами в рамках Союза прав и законных интересов хозяйствующего субъекта.

 

В случаях признания Судом решения Комиссии или его отдельных положений не соответствующим праву Союза, Комиссия в срок, не превышающий 60 календарных дней, обязана устранить соответствующие нарушения и исполнить решение Суда.

 

          6. Как разграничены полномочия между наднациональными и национальными органами в случае возможных ограничений одного из государств-членов ЕАЭС на поставки товаров из третьих стран?

 

В рамках ЕАЭС функционирует внутренний рынок товаров, в котором обеспечивается свободное передвижение товаров, лиц, услуг и капиталов. Взаимная торговля товарами осуществляется, без применения ввозных и вывозных таможенных пошлин, мер нетарифного регулирования, специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, за исключением очень ограниченного и зафиксированного перечня изъятий.

 

В исключительных случаях, когда необходимо осуществить: охрану жизни и здоровья человека; защиту общественной морали и правопорядка; охрану окружающей среды; охрану животных и растений, культурных ценностей; выполнение международных обязательств; обеспечение обороны страны и безопасности государства-члена, государства-члены имеют право ввести ограничительные меры, в том числе санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные.

 

В торговле с третьими странами Союзом применяются единые меры нетарифного регулирования: запрет/количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров; исключительное право на экспорт и (или) импорт; автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта; разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза.

 

Решения о введении, применении, продлении и отмене мер принимаются ЕЭК. В исключительных случаях по определенным основаниям государства-члены Союза в торговле с третьими странами могут в одностороннем порядке вводить и применять меры нетарифного регулирования сроком действия до 6 месяцев.

 

7. Каковы направления дальнейшей интеграции в рамках ЕАЭС?

 

          В настоящее время в рамках ЕАЭС ведется работа по реализации положений Договора о ЕАЭС, в т.ч. в части ликвидации барьеров, изъятий и ограничений в функционировании общих/единых рынков ЕАЭС. По некоторым наиболее сложным позициям (по рынкам энергоносителей, либерализации транспортных, строительных услуг, сотрудничеству в финансовой сфере и проч.) Договором о ЕАЭС определены переходные периоды до 2025 года (например. общий рынок лекарственных средств и медицинских изделий заработает с 2016 года, общий рынок электроэнергии с 2019 г.).

 

          8. Имеет ли ЕАЭС элементы валютного, политического или военного союза?

 

          ЕАЭС является организацией региональной экономической интеграции, не имеющей элементов политического либо военного союза.

 

Вопрос интеграции в финансовой и, в том числе в валютной сфере будет решаться по мере формирования соответствующих экономических предпосылок. На сегодняшний день вопрос создания валютного союза на повестке дня не стоит.

 

Государства-члены договорились о создании наднационального органа по регулированию финансового рынка с месторасположением в Казахстане к 2025 году, после завершения гармонизации законодательства в сфере финансовых рынков.

 

          9. Перспективы реализации идеи «интеграции интеграций» по установлению сотрудничества ЕАЭС с ЕС?

 

Республика Беларусь как и ее партнеры по интеграции рассматривает интеграционные процессы в рамках ЕАЭС и ЕС не как взаимоисключающие или конкурирующие, а как взаимодополняющие.

 

Все государства-члены ЕАЭС согласованно выступают за более тесное равноправное сотрудничество ЕАЭС с Европейским союзом с целью выхода в перспективе на общее экономическое пространство от «Лиссабона до Владивостока» и неоднократно заявляли о готовности к началу соответствующего диалога с ЕС.

 

          Государства-члены готовы предложить европейским партнерам конкретную концепцию основных целей и направлений сотрудничества по линии ЕС-ЕАЭС.

 

 

         10. Где можно более детально ознакомиться с нормативной базой,  экономическим, экспортным и инвестиционным потенциалом ЕАЭС?

 

          Подробная информация о Евразийском экономическом союзе, в т.ч. нормативная база ЕАЭС, представлена на сайте ЕЭК – www.eurasiancommission.org и сайте ЕАЭС – www.eaeunion.org.     

 

 

 

          II. ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

 

          11. Какая работа проводится по упрощению торговых режимов с зарубежными странами и интеграционными объединениями (создание ЗСТ)?

 

Более 40 стран проявили интерес к сотрудничеству с ЕАЭС в формате присоединения либо создания зоны свободной торговли.

 

Унифицированы режимы свободной торговли интеграционного объединения с государствами СНГ и Сербией. Применяется общая система преференций для развивающихся стран.

 

Принято решение о начале переговоров с КНР по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли ЕАЭС и его государств-членов с Вьетнамом.

 

Созданы совместные исследовательские группы по изучению целесообразности заключения соглашения о зоне свободной торговли между государствами – членами ЕАЭС и Израилем, Египтом и Индией. Рассматриваются обращения о начале переговоров по созданию зоны свободной торговли с рядом других стран.

 

          12. Входят ли в компетенцию ЕАЭС вопросы принятия совместных ответных мер реагирования в случае внешнего давления на одно из государств-членов?

 

Договором о ЕАЭС предусмотрена возможность применения совместных ответных мер в отношении третьей стороны.

 

Решения о введении ответных мер на таможенной территории Союза принимаются ЕЭК, в т.ч. путем повышения уровня ставок ввозных таможенных пошлин, введения количественных ограничений, временного приостановления предоставления преференций или принятия в рамках компетенции ЕЭК иных мер, оказывающих влияние на результаты внешней торговли.

 

         13. Каков механизм применения мер защиты внутреннего рынка ЕАЭС по отношению к товарам, произведенным вне Союза?

 

В рамках ЕАЭС создан единый механизм применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении импорта товаров из третьих стран.

 

Решение о применении, изменении или об отмене специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры либо о неприменении меры принимает ЕЭК по итогам расследования.

 

Договором предусмотрена возможность обращения в Суд Союза хозяйствующих субъектов третьих стран по спорам, связанным с реализацией права Союза, в т.ч. по применению специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры.

 

          14. Какие национальные структуры государств-членов ЕАЭС оказываю поддержку представителям бизнеса третьих стран?

 

В государствах-членах ЕАЭС успешно функционирует структура поддержки бизнеса, включающая государственные/созданные по инициативе государства и коммерческие организации (департаменты развития предпринимательства, торгово-промышленные палаты, фонды развития, технопарки, бизнес-инкубаторы). Информация о данных структурах широко представлена в сети интернет. В Республике Беларусь содействие иностранному бизнесу оказывают следующие организации:

 

Национальное агентство инвестиций и приватизации работает по принципу «одного окна», предоставляя иностранному бизнесу сопровождение на протяжении всего цикла реализации инвестиционного проекта, включая постинвестиционное обслуживание.

 

«Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» МИД Беларуси предоставляет информационно-консалтинговые услуги, в т.ч. проведение маркетинговых исследований, мониторинг рынков и конъюнктуры цен; (портал www.export.by); поиск партнеров и оценка их деловой состоятельности;  информирование о торгах в странах ЕАЭС и за рубежом;  содействие по  участию в  электронных закупках ( www.goszakupki.by), организация  визитов.

 

Белорусская торгово-промышленная палата оказывает более 60 видов внешнеэкономических услуг, в т.ч. оказание помощи предпринимателям в развитии производства продукции, в проведении торговых операций; консультации по вопросам ВЭД; экспертизу товаров, оборудования и сырья; подбор коммерческих предложений; содействие в поиске партнеров; маркетинговые исследования.

 

          15. Может ли товар, ввезенный в одно из государств-членов ЕАЭС из стран ЕАЭС и прошедший таможенную очистку в ней, свободно перемещаться по остальной территории Союза?

 

Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в ЕАЭС, находятся и используются на таможенной территории Союза без ограничений по их пользованию и распоряжению.

 

Товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении ряда условий (уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов; соблюдения запретов и ограничений; представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер).

 

Выпущенные для внутреннего потребления товары приобретают статус товаров Таможенного союза и могут свободно перемещаться по всей территории Таможенного союза без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного).

 

          16. Могут ли предприятия, созданные на территории одного из государств-членов ЕАЭС, на равных основаниях участвовать в национальных программах и государственных тендерах других государств-членов?

 

Каждое из государств-членов Союза  обеспечивает в отношении товаров, работ и услуг, происходящих с территорий других государств-членов, а также в отношении потенциальных поставщиков и поставщиков других государств-членов, предлагающих такие товары, работы и услуги, национальный режим в сфере закупок.

 

При этом национальный режим – предоставление лицам и финансовым услугам другого государства-члена при торговле финансовыми услугами режима не менее благоприятного, чем режим, предоставляемый при аналогичных обстоятельствах своим собственным лицам и финансовым услугам на своей территории.

 

Таким образом, поставщики одного государства-члена ЕАЭС имеют равный доступ к участию в процедурах государственных закупок других государств-членов.

 

                    17. Создан ли в ЕАЭС единый рынок услуг?

 

          В ЕАЭС сформирован и действует единый рынок услуг более чем в сорока секторах, которые охватывают значительную часть общего объема всех услуг стран-участниц.

 

          Единый рынок услуг предполагает освобождение поставщика услуг от повторного учреждения в форме юридического лица; возможность оказания услуг, выполнения работ на основании разрешения на поставку услуг, выданного на территории государства-члена Союза, где зарегистрирован услугодатель, признание профессиональной квалификации персонала поставщика услуг.

 

Государства-члены приняли на себя обязательства не применять к участникам единого рынка услуг любые дискриминационные ограничения и изъятия. Любой участник единого рынка услуг может осуществлять свою деятельность без получения дополнительных регистраций, свидетельств, лицензий и прочих разрешительных документов, если подобные документы имеются у услугодателя, выданные на территории государства-члена Союза, резидентом которого он является.

 

 

 

          18. Какую пользу, кроме свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы получают экономики государств--членов от участия в ЕАЭС?

 

Создание Союза дает  возможность государствам-членам  координировать свою промышленную политику чтобы не создавать дублирующие производства, выстраивать технологические цепочки, поставлять друг другу компоненты для совместного производства продукции. Значительно расширились возможности для промышленной кооперации и реализации совместных инвестиционных и инновационных проектов.

 

Государства-члены ЕАЭС обладают огромным потенциалом в ведущих отраслях экономики. ЕАЭС занимает 1 место в мире по добыче газа и нефти, 2 место – по производству минеральных удобрений, общей протяженности железнодорожных дорог, 3 – по производству электроэнергии, пшеницы, 4– по добыче угля, производству чугуна и стали, мяса, по общей протяженности автомобильных дорог.

 

С созданием общего рынка ЕАЭС увеличивается инвестиционная привлекательность, в т.ч. для малых и средних экономик, к которым относится экономика Республики Беларусь. Объем инвестиций в Беларусь  с 2010 года по 2014 год увеличился на 66 %. Промышленный комплекс Беларусb является важным звеном в формировании общего производственного потенциала в ЕАЭС. Промышленность страны представлена развитыми отраслями, в т.ч. основанными на переработке собственного сырья: производство продуктов питания, стройматериалов и калийных удобрений; машин и оборудования, транспортных средств, деревообработка, металлургия; оптико-электронная промышленность, фармация.

 

          19. Регулирование в сфере государственных (муниципальных) закупок.

 

Подписание Договора о ЕАЭС обеспечило государствам-членам равный доступ к услугам естественных монополий, осуществлению госзакупок, единым правилам конкуренции, углублению кооперации в промышленной, транспортной, энергетической, аграрной и других сферах.

 

Основу законодательства о государственных закупках составляет Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 года «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Уполномоченным государственным органом по государственным закупкам является Министерство торговли.

 

Базовые принципы осуществления государственных закупок в Республике Беларусь  в большинстве повторяют принципы, предусмотренные Договором о ЕАЭС.

 

III. ВОПРОСЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ФИТО-САНИТАРНОГО И ВЕТЕРИНАРНОГО КОНТРОЛЯ

 

          20. Каковы сходства и различия технического регулирования ЕАЭС с действовавшими ранее ГОСТами, какова близость к стандартам ЕС?

 

Техническое регулирование в рамках ЕАЭС осуществляется посредством установления единых обязательных требований в технических регламентах ЕАЭС (ТР) или национальных обязательных требований в законодательстве государств-членов к продукции, включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ЕАЭС.

 

ТР ЕАЭС устанавливают единые для государств-членов оптимальные требования безопасности продукции и правила ее доступа на общий рынок, имеют прямое действие в государствах-членах и являются обязательными для соблюдения.

 

В качестве основы для разработки ТР ЕАЭС применяются международные стандарты. Разработка ТР ЕАЭС осуществляется в основном на основе Директив Европейского союза, международных и европейских стандартов.

 

ТР – это правовые документы 2-х видов: устанавливающие конкретные требования безопасности и устанавливающие общие требования безопасности, для выполнения которых на добровольной основе применяются взаимосвязанные стандарты. При этом, для реализации ТР ЕАЭС применяются не только межгосударственные стандарты, гармонизированные с международными и европейскими, но и оригинальные стандарты государств-членов ЕАЭС, устанавливающие требования, отличные от международных и европейских, учитывающие не только климатические и географические факторы, но и технологические и другие особенности производства продукции.

 

          21. Как в ЕАЭС реализуется система взаимного признания разрешений и сертификатов (санитарных, ветеринарных), выдаваемых в одном государстве-члене, при ввозе продукции, произведенной в третьих странах?

 

Подконтрольные товары при их перемещении (перевозке) в пределах Таможенного союза (ТС) с территории одной Стороны на территорию другой Стороны в течение всего времени перемещения (перевозки) должны сопровождаться ветеринарными сертификатами, выданными должностными лицами уполномоченных органов Сторон. Переоформление ветеринарных сертификатов и проведение с этой целью повторных лабораторных исследований (испытаний) не осуществляются.

 

Вышеназванные нормы актуальны как для продукции, произведенной в государствах-членах, так и в третьих странах.

 

Каждая партия продукции, отнесенной в соответствии с перечнем подкарантинной продукции к группе подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском, ввозится на таможенную территорию Союза и/или перемещается с территории одного государства-члена в сопровождении экспортного (реэкспортного) фитосанитарного сертификата.

 

При этом форма экспортного (реэкспортного) фитосанитарного сертификата утверждена Международной конвенцией по карантину и защите растений (Рим, 1951 год, в редакции 1997 года) и переоформление сертификатов не производится.

 

          22. Предполагается ли в рамках ЕАЭС создание единого стандарта сертификации производимой продукции?

 

Формы, схемы и процедуры оценки соответствия продукции, являющейся объектом технического регулирования технических регламентов ЕАЭС, установлены непосредственно в технических регламентах ЕАЭС на основе типовых схем оценки соответствия, утверждаемых Евразийской экономической комиссией.

 

          23. Где осуществляется санитарный, фитосанитарный и ветеринарный контроль за ввозимыми и перемещаемыми по территории ЕАЭС товарами?

 

Государства-члены ЕАЭС создают в пунктах пропуска, предназначенных для перемещения подконтрольных ветеринарному контролю (надзору) товаров через таможенную границу Союза, пограничные контрольные ветеринарные пункты и принимают необходимые ветеринарно-санитарные меры.

 

Перемещение (перевозка) подконтрольных товаров через таможенную границу ТС допускается только в предназначенных для этих целей пунктах пропуска либо в иных местах, определенных законодательством Сторон, которые оборудуются и оснащаются средствами ветеринарного контроля в соответствии с законодательством Сторон.

 

Ветеринарный контроль при перемещении (перевозке) подконтрольных товаров всеми видами транспорта в пределах таможенной территории ТС осуществляется уполномоченными органами Сторон при их производстве и погрузке.

 

Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) проводится в пунктах пропуска, предназначенных для перемещения подкарантинной продукции через таможенную границу ЕАЭС и в местах завершения таможенного оформления по месту доставки груза (вторичный карантинный фитосанитарный контроль (надзор).

 

Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) проводится в местах назначения на территории государства-члена, в адрес которого направляется подкарантинная продукция.

 

          24. Каковы правила регистрации продукции, подлежащей ветеринарному или фитосанитарному контролю, для ее поставок на рынок ЕАЭС?

 

Ввоз на таможенную территорию ЕАЭС и перемещение подконтрольных товаров с территории одной Стороны на территорию другой Стороны, разрешается организациям и лицам, включенным в Реестр организаций и лиц, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС и перемещаемых с территории одной Стороны на территорию другой Стороны. Регистрация товаров (пищевой продукции) уполномоченными органами в области ветеринарии не предусмотрена.

 

Ввозимая на территорию ЕАЭС подкарантинная продукция подлежит первичному и вторичному карантинному фитосанитарному контролю (надзору), дополнительных процедур ее регистрации не проводится.

 

          25. Каков перечень органов по сертификации и испытательных лабораторий ЕАЭС, осуществляющих оценку соответствия продукции?

 

Аккредитованные органы по оценке соответствия (в т.ч. органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры)) должны быть включены в единый реестр органов по оценке соответствия ЕАЭС.

 

До дня вступления в силу технического регламента ЕАЭС продукция, в отношении которой государствами-членами ЕАЭС установлены одинаковые обязательные требования и которая включена в единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме, допускается к обращению на территории ЕАЭС, если она прошла установленные процедуры подтверждения соответствия на территории государства-члена ЕАЭС с соблюдением условий: проведение сертификации органом по оценке соответствия, включенным в единый реестр органов по оценке соответствия ЕАЭС; проведение испытаний в испытательных лабораториях (центрах), включенных в единый реестр органов по оценке соответствия ЕАЭС; оформление сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме.

 

С Единым реестром органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) можно ознакомиться на сайте ЕЭК.

 

26. Как осуществляется техническое регулирование для товаров, по которым не приняты ТР ЕАЭС?

 

Для объектов технического регулирования, в отношении которых не вступили в силу ТР ЕАЭС, действуют нормы законодательства государств-членов ЕАЭС или актов ЕЭК.

 

Так, в Беларуси обязательные требования к продукции, кроме устанавливаемых в технических регламентах ЕАЭС, устанавливаются в ТР Республики Беларусь. Кроме того, в отношении продукции, требования к которой не установлены в ТР ЕАЭС или ТР  Республики Беларусь, но которая включена в Перечень продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Беларуси, также устанавливаются обязательные для выполнения требования, соответствие которым необходимо подтверждать документами об оценке (подтверждении) соответствия.

 

С перечнем органов по сертификации и испытательных лабораторий (центов), аккредитованных в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь, можно ознакомиться на сайте Национального органа по аккредитации Беларуси – РУП «Белорусский государственный центр аккредитации» (www.bsca.by).

 

          27. Существует ли в ЕАЭС единая база стандартов и технических требований? Доступна ли такая база на английском языке?

 

Технические регламенты ЕАЭС, а также перечни стандартов, используемых для целей оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов размещены на сайте Евразийской экономической комиссии в разделе «Техническое регулирование» (http://www.eurasiancommission.org).

 

Уполномоченными национальными организациями государств-членов ЕАЭС в инициативном порядке сформирован Межгосударственный фонд информационных ресурсов в области технического регулирования ЕАЭС. Фонд включает ТР ЕАЭС, межгосударственные стандарты, национальные (государственные) стандарты.

 

Доступ к ресурсам фонда предоставляется на договорной основе посредством поисковой системы «ТС. Техническое регулирование». Интерфейс системы и наименования документов доступны на русском и английском языках. По вопросу предоставления доступа следует обращаться в Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации: ул. Мележа, 3, комн. 406, 220113, г. Минск, Республика Беларусь, e-mail: info@belgiss.by.

 

 

          28. В какой степени техническое регулирование относится к компетенции государств-членов?

 

Техническое регулирование в рамках ЕАЭС осуществляется посредством установления единых обязательных требований в технических регламентах ЕАЭС или национальных обязательных требований в законодательстве государств-членов к продукции, включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ЕАЭС.

 

ТР ЕАЭС разрабатываются государством-членом или ЕЭК, при этом все государства-члены (органы государственного управления, бизнес-сообщества, промышленность, научные и общественные организации, заинтересованные стороны) принимают участие в разработке на стадиях публичного обсуждения, внутригосударственного согласования и принятия.

 

Государства-члены ЕАЭС не допускают установление в своем национальном законодательстве обязательных требований в отношении продукции, не включенной в единый перечень продукции.

 

С момента вступления в силу ТР ЕАЭС предусмотрена отмена национального законодательства с учетом переходных периодов. Для объектов технического регулирования, в отношении которых не вступили в силу технические регламенты ЕАЭС, действуют нормы законодательства государств-членов ЕАЭС или актов ЕЭК.

 

          IV. ИНВЕСТИЦИИ, ФИНАНСЫ

 

          29. Созданы ли в ЕАЭС специальные финансово-кредитные структуры, в том числе для финансирования совместных программ?

 

За счет средств бюджета Союза осуществляется только финансирование деятельности органов Союза. Финансирование совместных программ из бюджета Союза на данном этапе не предусмотрено.

 

Специальные финансово-кредитные структуры в ЕАЭС не созданы. В то же время на сегодняшний день функционирует, сформированный на базе ЕврАзЭС Евразийский фонд стабилизации и развития. В состав учредителей фонда входят все государства-члены ЕАЭС, а также Таджикистан. Средства Фонда используются для: предоставления суверенных займов государствам — участникам Фонда в целях преодоления негативных последствий мирового финансового и экономического кризиса; предоставления стабилизационных кредитов государствам — участникам Фонда с низким уровнем доходов; финансирования межгосударственных инвестиционных проектов.

 

          30. Существует ли единая налоговая политика в ЕАЭС для бизнеса и инвесторов?  

 

          Государства-члены определяют направления, а также формы и порядок гармонизации законодательства в отношении налогов, которые оказывают влияние на взаимную торговлю (в первую очередь, косвенные налоги), включая гармонизацию (сближение) ставок акцизов по наиболее чувствительным подакцизным товарам и дальнейшее совершенствование системы взимания НДС во взаимной торговле (в том числе с применением информационных технологий).

 

          В частности предусматривается применение единых правил взимания косвенных налогов. Доход налогового резидента государства-члена в связи с его работой по найму в другом государстве-члене облагается в стране осуществления работы с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для собственных налоговых резидентов.

 

          Налоговые вопросы, не оговоренные Договором о ЕАЭС, регулируются национальными законодательствами, которые устанавливают налоги (сборы) и порядок их взимания, налоговые льготы и преференции.

 

          Договор о ЕАЭС не затрагивает положения налоговых соглашений, заключенных между странами, входящими в состав ЕАЭС. Между государствами-членами в полном объеме применяются соглашения об избежании двойного налогообложения.

        

 

          31. Какие существуют гарантии безопасности вложения иностранных капиталов на национальном уровне?

 

Законом Республики Беларусь «Об инвестициях» закреплены нормы о гарантиях прав инвесторов и защите инвестиций. Нормы Закона максимально приближены к мировым стандартам судебной защиты инвесторов.

 

Законом предусмотрена гарантия беспрепятственного перевода за пределы Республики Беларусь  компенсации,  прибыли (доходов) и иных денежных средств, связанных с осуществлением инвестиций на территории Беларуси, а также платежей, производимых в пользу иностранного инвестора и связанных с осуществлением инвестиций после уплаты налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей.

 

В качестве основных гарантий, предоставляемых инвесторам, в Законе определена защита имущества от национализации и реквизиции.

 

Национализация возможна только по мотивам общественной необходимости и при условии своевременной и полной компенсации стоимости национализируемого имущества и других убытков. Реквизиция возможна только в случаях стихийных бедствий, эпидемий, и при иных чрезвычайных обстоятельствах с выплатой инвестору компенсации стоимости реквизированного имущества.

 

Инвестор имеет право на обращение в суды за защитой своих нарушенных прав, в том числе и в международные арбитражные органы, а для иностранных инвесторов — в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).

 

        32. Насколько унифицированы вопросы косвенного налогообложения?

 

В ЕАЭС применяются международные правила исчисления косвенных налогов по принципу страны назначения. Товары, ввозимые с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, облагаются косвенными налогами.

 

При импорте товаров косвенные налоги взимаются по национальным ставкам государств-членов ЕАЭС. В целях стимулирования экспорта товаров применяется ставка НДС в размере ноль процентов и освобождение от акцизов.

 

Государства-члены определяют направления, а также формы и порядок осуществления гармонизации законодательства в отношении налогов, которые оказывают влияние на взаимную торговлю, чтобы не нарушить условия конкуренции и не препятствовать свободному перемещению товаров, работ и услуг на национальном уровне или на уровне ЕАЭС, включая: гармонизацию (сближение) ставок акцизов по наиболее чувствительным подакцизным товарам; дальнейшее совершенствование системы взимания налога на добавленную стоимость во взаимной торговле (в том числе с применением информационных технологий).

 

          33. Какие условия движения капиталов между странами ЕАЭС при взаиморасчетах (конвертация, налогообложение)?

 

Законодательством Республики Беларусь не предусмотрено введение налогов, сборов, пошлин, препятствующих движению капиталов между странами ЕАЭС.

 

          34. Имеются ли примеры крупных масштабных инвестиционных проектов с привлечением внешнего финансирования на территории ЕАЭС?

 

ЕАЭС представляет огромный интерес для иностранных инвесторов.
 В Республике Беларусь свои проекты реализовали такие компании, как
Heineken, Velcom, EPAM Systems, Raiffeisen Bank.

 

Группа компаний Kronospan реализует 3 проекта в сфере деревообработки на на общую сумму порядка 980 млн. долларов (заводы по производству: плит ДСП, ДВП, МДФ, ОСП, смол, напольных покрытий, щепы и топливной биомассы).

 

Холдинг «VMG» создал вертикально интегрированный деревообрабатывающий комплекс, включающий три производства: ДСП, фанеры и гнутоклееных деталей, мебели торговой марки IKEA (инвестиции по проекту составили порядка 117 млн. евро).

 

Китайская компания «Geely» совместно с белорусскими компаниями с 2012 г. реализовывают проект по организации производства по сборке легковых автомобилей с суммой инвестиций 369 млн. долларов.

 

Австрийская АО «Kapsch TrafficCom AG» реализует проект по созданию и эксплуатации системы электронного сбора платы в режиме свободного многополосного движения за проезд транспортных средств по определенным дорогам Республики Беларусь («ЕТС-Системы») на сумму 267 млн. евро.

 

Швейцарская Компания Stadler Rail AG осуществляет организацию производства железнодорожного и городского пассажирского электрического транспорта, сумма инвестиций уже составила около 50 млн. евро.

 

Республикой Беларусь используются кредиты, привлеченные Правительством и под гарантии Правительства от иностранных банков для реализации инвестпроектов в общем объеме 17,05 млрд. долл., в том числе для таких масштабных проектов как строительство Белорусской АЭС – 10,82 млрд. долл., завода по производству целлюлозы – 0,65 млрд. долл., организация производства сортового проката – 0,16 млрд. долл.


 

            V. ВОПРОСЫ СЭЗ

 

          35. Существуют ли в ЕАЭС специальные экономические зоны, индустриальные зоны и другие территории с льготными условиями для иностранных компаний и банков?

 

СЭЗы и иные территории с льготами для иностранных компаний функционируют на территории всех стран – участниц ЕАЭС. Инвестор получает ряд налоговых и таможенных льгот, которые позволяют ему экономить на этапе реализации проекта порядка 25-30% затрат.

 

Регулирование условий ведения бизнеса в СЭЗ (ОЭЗ), не носящих таможенный характер, отнесено к национальной компетенции стран – участниц ЕАЭС, что предполагает наличие разных наборов льгот и преференций.

 

Беларусь активно внедряет инициативы по облегчению условий для инвестирования. Сегодня практически вся территория страны представляет собой совокупность различных успешно функционирующих преференциальных режимов с благоприятными условиями для инвестиций, в т.ч. в СЭЗ, индустриальном парке «Великий камень», малых городах, сельской местности, в рамках других режимов.

 

Существенным изменением для резидентов СЭЗ (ОЭЗ), является упразднение с 1 января 2017 г. таможенных льгот при поставке товаров, производимых резидентами СЭЗ, на остальную часть таможенной территории ЕАЭС.

 

 

         36. Какие существуют условия создания производств внутри ЕАЭС, при которых продукция может выпускаться под маркой «Сделано в ЕАЭС»?

 

Союз может применять совместные меры по развитию экспорта товаров государств – членов на рынки третьих сторон. Данные меры включают, в частности, введение единой маркировки товаров Союза, основанной на использовании добровольных стандартов качества.

 

В настоящее время идет разработка проекта международного  Соглашения  о товаре ЕАЭС, основная цель которого -  выход и продвижение продукции на внешние рынки Европы, США, Азии под лейблом «Сделано в ЕАЭС».

 

Планируется, что статус товаров ЕАЭС получат товары, имеющие высокое качество и достаточный уровень переработки на территории стран – членов ЕАЭС. 

«Сделано в ЕАЭС» — новый уровень интеграции стран-членов Союза, который позволит создавать совместные предприятия, продукция которых будет маркироваться единым брендом. Выпуск продукции под общей маркой Союза позволит проще выходить на рынки третьих стран и конкурировать с зарубежными производителями.

 

 

          37. Будут ли товары, произведенные в СЭЗ одного из государств-членов ЕАЭС с предоставлением таможенных льгот, облагаться таможенными пошлинам и налогами при ввозе на территорию другого государства-члена?

 

Возможность применения таможенной льготы в виде вывоза на остальную часть территории Союза без уплаты таможенных пошлин, налогов товаров, изготовленных (полученных) в результате переработки иностранных сырья и материалов, помещенных под таможенную процедуру СТЗ определена до 1 января 2017 года и в отношении резидентов СЭЗ, зарегистрированных до 1 января 2012 года. Действие данной льготы связано с определением статуса таких товаров в качестве «товаров Союза».

 

С 1 января 2017 года для всех резидентов СЭЗ товары, произведенные в СЭЗ, рассматриваются как иностранные и должны вывозиться на остальную часть территории Союза в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления с уплатой таможенных пошлин, налогов. При этом, таможенные пошлины, налоги исчисляются только в отношении иностранных товаров, вошедших в состав изготовленного товара (если возможна идентификация иностранных компонентов) либо в отношении всего изготовленного (полученного) товара (если такая идентификация  не возможна).

 

          VI. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ, РАЗНОЕ

 

          38. Предполагает ли функционирование ЕАЭС возможность получения въездной визы одного из государств-членов Союза и дальнейшее беспрепятственное перемещение по территориям партнеров ?

 

Государства-члены ЕАЭС осуществляют самостоятельную визовую политику, вследствие чего иностранным гражданам при посещении каждого из государств необходимо руководствоваться двусторонним режимом въезда.

 

Это означает, что в рамках ЕАЭС не существует взаимного признания виз. В то же время граждане государств-членов ЕАЭС имеют возможность посещать каждую из стран-участников без виз.

 

 

         39. Что от интеграции получают граждане государств – членов Союза? Каковы возможности для осуществления трудовой деятельности трудящимися –мигрантами государств-членов ЕАЭС?

 

Трудящиеся стран ЕАЭС могут свободно осуществлять в государстве –члене ЕАЭС трудовую деятельность на основании трудового или гражданско-правового договора без получения разрешительных документов. На них не распространяются ограничения по защите национального рынка труда.

 

Трудовая деятельность трудящихся государства – члена ЕАЭС регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений Договора. Трудящимся гарантированы равные с гражданами государства трудоустройства права на трудоустройство, оплату труда, социальное обеспечение (кроме пенсионного), в режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений, включая членство в профессиональных союзах.

 

Документы государственного образца об образовании признаются без легализации. Доходы трудящегося подлежат налогообложению по законодательству государства трудоустройства (по ставке, равной ставке подоходного налога с аналогичных доходов резидентов государства трудоустройства).

 

Граждане государства – члена ЕАЭС, прибывшие для осуществления трудовой деятельности или трудоустройства, а также члены их семей освобождаются от обязанности регистрации в течение 30 суток с даты въезда.

 

Со всеми проблемами, связанными с обеспечением и реализацией своих прав, трудящиеся государств– членов ЕАЭС вправе обращаться в компетентные органы государства трудоустройства.

 

 

        40. Возможности осуществления трудовой деятельности в ЕАЭС гражданам третьих стран?

 

Осуществление трудящимися-мигрантами трудовой деятельности в Беларуси допускается, если занятие вакансий не может быть обеспечено гражданами и иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь. Указанная категория граждан может осуществлять трудовую деятельность в Беларуси при условии получения специального разрешения и заключения трудового договора.

 

Трудящиеся-мигранты государств-членов ЕАЭС имеют право заниматься трудовой деятельностью наравне с гражданами Республики Беларусь. 

Им не требуется разрешения на осуществление трудовой деятельности. Работодатели в Республике Беларусь вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов ЕАЭС без учета ограничений по защите национального рынка труда.

 

На всех трудящихся-мигрантов распространяется социальное страхование, включая пенсионное, в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Реализация трудящимися-мигрантами сформированных пенсионных прав осуществляется в соответствии с международным договором между Hеспубликой Беларусь и государством постоянного жительства трудящегося.


 

 

 

    

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Сайт МИД
Перейти